Обвал фондовых рынков, спровоцированный решением агентства S&P о снижении суверенного рейтинга США, – это начало второй волны финансового кризиса или кратковременная истерика инвесторов? Мнения экспертов на этот счет расходятся.
Президент Ассоциации российских банков Гарегин Тосунян:
«Никак нельзя назвать то, что происходит, новой фазой кризиса. Это всего лишь ажиотаж, связанный с понижением рейтинга США и истеричным поведением людей. Они посуетятся немного, и все вернется в итоге на круги своя. Сколько будет длиться эта истерика, оценить тяжело: ведь иногда человек бьется в истерике долго, а иногда – нет. На продолжительность также будет влиять терапия, проводимая регуляторами и властями. Думаю, падение на рынках в любом случае будет достаточно кратковременным, вряд ли оно продлится месяцы».
Главный экономист Дойче-банка Ярослав Лисоволик:
«Вероятность второй волны кризиса существенно возросла.
В данной ситуации многое будет зависеть от действий ФРС. Если мы услышим сведения о новом раунде количественного смягчения, то рынки могут отыграть наверх и ситуация может стабилизироваться. Но есть вопрос – готова ли она делать такие заявления? Думаю, пока ФРС не готова к тому, чтобы запускать новые меры: многие средства уже использованы, меньше ресурсов осталось. Если все же ФРС пойдет на то, чтобы вливать ликвидность, это поможет в краткосрочной перспективе, но рынки могут продолжать беспокоиться. Ведь после такой серьезной коррекции требуется время и хорошая макроэкономическая статистка. А в нынешних условиях это вызывает большие сомнения. Да и в целом радикальные меры поддержки экономики себя исчерпали».
Руководитель экономической экспертной группы при правительстве РФ Евсей Гурвич:
«То, что сейчас происходит, – последствия борьбы с кризисом. Страны боролись с ним массированным наращиванием госрасходов, в результате резко увеличился долг США, Великобритании и других европейских стран. Оказалось, что снизить быстро его не удается. Долг нарастает, и все более туманными становятся перспективы расплаты по этим долгам. Если первую стадию кризиса вызвал избыточный частный долг, то сейчас на подходе кризис избыточного госдолга.
Это может быть достаточно серьезно. Если в Америке этот кризис находится еще на ранней стадии, то в странах Южной Европы – Италии, Испании, Португалии и Греции – уже на более продвинутой. Поэтому сейчас фронт борьбы с кризисом находится там.
Если там будет прорван фронт (какая-то из этих стран не сможет обслуживать свой долг), то ситуация может стать неуправляемой, сопоставимой с первой волной кризиса. Но сейчас это только реакция на снижение рейтинга Америки.
Оно меняет сложившуюся финансовую систему, где американские бумаги рассматривались гарантом, от которых отсчитывалась риск и доходность всех мировых бумаг. Это серьезный шок для всех финансовых рисков, но пока это не кризис».
Главный экономист «Уралсиб Кэпитал» Алексей Девятов:
«То, что мы сейчас наблюдаем на финансовых рынках, – это нервная реакция на снижение суверенного рейтинга США на фоне более глобальных проблем. Сама по себе эта волна распродаж не продлится долго, рынки успокоятся достаточно скоро. Особые надежды возлагаются за заседание ФРС сегодня поздно ночью. Поэтому я не стал бы называть то, что происходит сейчас на рынках, второй волной кризиса.
Вопрос в том, куда двинутся рынки после того, как текущая нервозность пройдет и на первый план выйдут фундаментальные факторы, прежде всего замедление темпов роста в США и еврозоне.
Статистика свидетельствует о замедлении роста в США: во втором квартале 2011 рост ВВП составил 1,3% против ожидавшихся 1,8%, данные за первый квартал были задним числом пересмотрены с 1,9% до 0,4%. То есть в первом квартале американская экономика практически не росла. Похожая картина наблюдается в Европе. Кроме того, глава ЕЦБ господин Трише в ходе своего выступления в прошлый четверг обозначил перспективы кризиса ликвидности в европейской банковской системе из-за долговых проблем в ряде стран ЕС. Эти факторы будут давить на рынок в течение нескольких месяцев, пока не станет ясно, насколько серьезна угроза рецессии в США и Европе».
Главный экономист банка ING Дмитрий Полевой:
«На рынках воцарилась паника, инвесторы восстанавливают в памяти события 2008–2009 годов. Риски действительно высоки, но вряд ли вполне ожидаемое понижение рейтинга США и продолжающаяся европейская долговая сага могут служить объяснением текущей распродажи по всему спектру активов. Опасения за «здоровье» мировой экономики? Да, статистика преподнесла немало неприятных аргументов, но и этого, с нашей точки зрения, недостаточно, чтобы объяснить такой обвал на рынках.
Стабильность российского рынка и рубля обеспечивалась высокими ценами на нефть. Но эта стабильность испарилась, как только нефть ушла в пике. Делать какие-либо прогнозы бессмысленно, пока на рынках перестанут доминировать эмоции.
Для российских активов и рубля основными драйверами будут нефть и глобальные настроения. Если уровни $100 за баррель будут удержаны, то значительного негативного влияния на российскую экономику мы не ждем, бюджет также будет исполнен лучше плана. Что касается рубля, то в начале 2011 года при нефти ниже $100 за баррель за валютную корзину давали около 34,5 против текущих 35,8. Тогда отток капитала из России был значительным, именно его динамика во многом будут определять тренд по рублю и в ближайшее время».
Начальник аналитического отдела BNP Paribas Юлия Цепляева:
«Ситуация в экономике во многом зависит от финансовых рынков, где инвесторы ударились в панику из-за снижения рейтинга США. Особенно активно инвесторы уходят с развивающихся рынков – поэтому мы видим серьезные распродажи, и рубль тоже значительно ослаб. Растет опасение, что ситуация США перекинется на Европу и усилится риск новой волны рецессии. Если Европа не будет активно повышать ставку, то ей не удастся поддерживать приток капитала, оперативность реакции тут выходит на первый план.
Для России важны цены на нефть. Если они останутся на уровне $100 за баррель, то мы отделаемся легким испугом. Если нефть продолжит снижение, то ситуация получится как в 2008 году – не очень приятная. В первую очередь, значительно ускорится отток капитала.
Но надеюсь, что стабилизация наступит в 2-3 недели».
среда, 10 августа 2011 г.
воскресенье, 7 августа 2011 г.
Упали все
Столь стремительного падения фондовых индексов инвесторы не видели почти три года. Ведущие западные индексы потеряли за неделю 6,3-11% и вернулись к значениям осени прошлого года. Сильнее рынки падали только в октябре 2008 года, в самый разгар мирового финансового кризиса. Инвесторы опасаются его повторения, что может быть вызвано возрастающими долговыми проблемами в еврозоне и началом рецессии в США. При этом финансовые власти имеют весьма ограниченные возможности по исправлению ситуации, прежде всего — использовать печатный станок.
На минувшей неделе волна распродаж рискованных активов буквально захлестнула ведущие мировые рынки. Итогом стало снижение американских индексов на 7-9%. Только за четверг американский индекс S&P 500 потерял 4,8%, откатившись до отметки 1200 пунктов, что стало крупнейшим снижением с февраля 2009 года. При этом индекс достиг того уровня, с которого в ноябре прошлого года началась вторая фаза количественного смягчения в США, нацеленная на стимулирование национальной экономики. Панические распродажи на американском рынке распространились на азиатские и европейские рынки. Фондовые индексы развитых стран по итогам недели потеряли 11-13%, вернувшись к значениям осени прошлого года. В последний раз такими темпами фондовые индикаторы снижались лишь в середине октябре 2008 года. Тогда на фоне разрастающегося финансового кризиса индексы потеряли за неделю 12-18%.
Вместе с тем особого повода для падения рынков на минувшей неделе не было, отмечают участники рынка. По словам начальника аналитического департамента компании "Арбат Капитал" Сергея Фундобного, заметное ухудшение макроэкономических индикаторов США и Европы наблюдается уже несколько месяцев, однако до последнего времени инвесторы предпочитали закрывать на это глаза. Все поменялось после того, как была повышена планка лимита госдолга США, позитивная реакция на что была приглушена негативными данными по экономике страны. По словам старшего портфельного менеджера "Ренессанс управление активами" Александра Крапивко, "учитывая летнюю успокоенность рынка и низкую ликвидность, серьезные продажи, начавшиеся ближе к концу недели, вызвали эффект снежного кома, за которым последовала паника". "Повышение потолка госдолга, конечно, сняло напряженность на рынках, однако перспектива замедления ведущей экономики мира начала вызывать большие опасения в умах инвесторов",— отмечает аналитик UFG Wealth Management Антон Толмачев. Растущий страх рецессии в крупнейшей экономике мира, тем более на фоне обостряющегося долгового кризиса в Европе, заставил инвесторов продавать рискованные активы. "Это не внезапная катастрофа. Это простая и понятная ликвидация фондовых и товарных активов",— охарактеризовал ситуацию на рынках в интервью Bloomberg Майкл Шоул из Marketfield Asset Management.
Три года назад именно сочетание долгового кризиса в крупных странах и замедления роста их экономик привело к мировому кризису. Однако участники рынка отмечают одно важное отличие в нынешней ситуации. По словам директора департамента управления активами "Альфа-капитала" Виктора Барка, основные долговые проблемы 2008 года были сосредоточены в частном финансовом секторе, который в настоящее время чувствует себя комфортно. "Сейчас велики опасения относительно способности развитых государств обслуживать свои долги",— отмечает Александр Крапивко.
Несмотря на то что долговые проблемы ведущих развитых стран на порядок больше проблем, с которыми столкнулись частные компании, выбор инструментов для их решения невелик. "Рецепт спасения финансовых рынков (по крайней мере в кратко- и среднесрочной перспективе) в виде "печатного станка" уже был опробован и в случае дальнейшего обострения ситуации, скорее всего, будет использован вновь",— считает Сергей Фундобный. Европейский ЦБ уже возобновил программу покупки облигаций периферийных стран еврозоны, однако участники рынка ожидают более активных действий и от правительств других стран, отмечает директор департамента управления активами "Альянс РОСНО управление активами" Михаил Акрамовский. Ответного шага участники рынка ждут и от ФРС США, заседание которой состоится во вторник. "Только ленивый не обсуждает то, что глава ФРС должен выступить с предложениями по дальнейшему смягчению монетарной политики США. Если эти предложения будут озвучены, то можно рассчитывать на краткосрочный рост рисковых активов, который будет использован для продаж",— отмечает господин Крапивко. По его словам, при отсутствии намеков на очередное смягчение рынки упадут еще ниже.
Опасение, что ведущая мировая экономика войдет в стадию рецессии, отразилось и на товарных рынках. Котировки нефти, основного индикатора благополучия российской экономики, обвалились по итогам недели на 7,3-7,6%, причем только за последние два дня снижение составило 5,8-6,3%. Стоимость североморской нефти Brent опустилась до $107,8 за баррель, а котировки российской Urals достигли $105,7 за баррель. Из-за падения цен на нефть российский рынок, демонстрировавший устойчивость в начале недели, не смог противостоять обвалу на мировых рынках. По итогам пятничных торгов индекс ММВБ опустился до 1587 пунктов, что на 2,1% ниже закрытия четверга и на 6,9% ниже закрытия предыдущей недели. Индекс РТС снизился по итогам дня на 3,1%, до 1798,75 пункта, что на 9% ниже закрытия предыдущей пятницы.
На минувшей неделе волна распродаж рискованных активов буквально захлестнула ведущие мировые рынки. Итогом стало снижение американских индексов на 7-9%. Только за четверг американский индекс S&P 500 потерял 4,8%, откатившись до отметки 1200 пунктов, что стало крупнейшим снижением с февраля 2009 года. При этом индекс достиг того уровня, с которого в ноябре прошлого года началась вторая фаза количественного смягчения в США, нацеленная на стимулирование национальной экономики. Панические распродажи на американском рынке распространились на азиатские и европейские рынки. Фондовые индексы развитых стран по итогам недели потеряли 11-13%, вернувшись к значениям осени прошлого года. В последний раз такими темпами фондовые индикаторы снижались лишь в середине октябре 2008 года. Тогда на фоне разрастающегося финансового кризиса индексы потеряли за неделю 12-18%.
Вместе с тем особого повода для падения рынков на минувшей неделе не было, отмечают участники рынка. По словам начальника аналитического департамента компании "Арбат Капитал" Сергея Фундобного, заметное ухудшение макроэкономических индикаторов США и Европы наблюдается уже несколько месяцев, однако до последнего времени инвесторы предпочитали закрывать на это глаза. Все поменялось после того, как была повышена планка лимита госдолга США, позитивная реакция на что была приглушена негативными данными по экономике страны. По словам старшего портфельного менеджера "Ренессанс управление активами" Александра Крапивко, "учитывая летнюю успокоенность рынка и низкую ликвидность, серьезные продажи, начавшиеся ближе к концу недели, вызвали эффект снежного кома, за которым последовала паника". "Повышение потолка госдолга, конечно, сняло напряженность на рынках, однако перспектива замедления ведущей экономики мира начала вызывать большие опасения в умах инвесторов",— отмечает аналитик UFG Wealth Management Антон Толмачев. Растущий страх рецессии в крупнейшей экономике мира, тем более на фоне обостряющегося долгового кризиса в Европе, заставил инвесторов продавать рискованные активы. "Это не внезапная катастрофа. Это простая и понятная ликвидация фондовых и товарных активов",— охарактеризовал ситуацию на рынках в интервью Bloomberg Майкл Шоул из Marketfield Asset Management.
Три года назад именно сочетание долгового кризиса в крупных странах и замедления роста их экономик привело к мировому кризису. Однако участники рынка отмечают одно важное отличие в нынешней ситуации. По словам директора департамента управления активами "Альфа-капитала" Виктора Барка, основные долговые проблемы 2008 года были сосредоточены в частном финансовом секторе, который в настоящее время чувствует себя комфортно. "Сейчас велики опасения относительно способности развитых государств обслуживать свои долги",— отмечает Александр Крапивко.
Несмотря на то что долговые проблемы ведущих развитых стран на порядок больше проблем, с которыми столкнулись частные компании, выбор инструментов для их решения невелик. "Рецепт спасения финансовых рынков (по крайней мере в кратко- и среднесрочной перспективе) в виде "печатного станка" уже был опробован и в случае дальнейшего обострения ситуации, скорее всего, будет использован вновь",— считает Сергей Фундобный. Европейский ЦБ уже возобновил программу покупки облигаций периферийных стран еврозоны, однако участники рынка ожидают более активных действий и от правительств других стран, отмечает директор департамента управления активами "Альянс РОСНО управление активами" Михаил Акрамовский. Ответного шага участники рынка ждут и от ФРС США, заседание которой состоится во вторник. "Только ленивый не обсуждает то, что глава ФРС должен выступить с предложениями по дальнейшему смягчению монетарной политики США. Если эти предложения будут озвучены, то можно рассчитывать на краткосрочный рост рисковых активов, который будет использован для продаж",— отмечает господин Крапивко. По его словам, при отсутствии намеков на очередное смягчение рынки упадут еще ниже.
Опасение, что ведущая мировая экономика войдет в стадию рецессии, отразилось и на товарных рынках. Котировки нефти, основного индикатора благополучия российской экономики, обвалились по итогам недели на 7,3-7,6%, причем только за последние два дня снижение составило 5,8-6,3%. Стоимость североморской нефти Brent опустилась до $107,8 за баррель, а котировки российской Urals достигли $105,7 за баррель. Из-за падения цен на нефть российский рынок, демонстрировавший устойчивость в начале недели, не смог противостоять обвалу на мировых рынках. По итогам пятничных торгов индекс ММВБ опустился до 1587 пунктов, что на 2,1% ниже закрытия четверга и на 6,9% ниже закрытия предыдущей недели. Индекс РТС снизился по итогам дня на 3,1%, до 1798,75 пункта, что на 9% ниже закрытия предыдущей пятницы.
Подписаться на:
Сообщения (Atom)